Николай Пашков: Качество строительства еще оставляет желать лучшего

0

Николай Пашков: Качество строительства еще оставляет желать лучшего

Каким будет новый год на рынке недвижимости, как искать клиентов и стоит ли планировать свою работу хотя бы на пять лет вперед? На эти и другие вопросы читателям «Разумной Недвижимости» отвечает генеральный директор компании Knight Frank St Petersburg Николай Пашков.

Какое событие стало самым значимым для вашей компании в 2019 году?

Значимым событием по практическим результатам я считаю крупные проекты на индустриально-складском рынке. В этом году он и в Петербурге, и в России показал большой рост и большой объем сделок. А Knight Frank St Petersburg стал брокером крупнейшей сделки в Петербурге на рынке спекулятивного (предназначенного для сдачи в аренду) built-to-suit между PNK Group и «Марвел-Логистика».

Какие у вас планы на 2020 год?

Knight Frank St Petersburg диверсифицированная и сбалансированная по бизнес-лайнам компания. Мы всегда стремились сохранять эту сбалансированность. Она позволяет нам устойчиво чувствовать себя при изменениях конъюнктуры в отдельно взятых сегментах и в каждом из них занимать лидирующие позиции или входить в тройку лидеров. Данная цель остается актуальной и в следующем году.

Каким будет основной вектор развития?

Основным вектором станет развитие профессиональных услуг. Сейчас мы видим, что агентские услуги по подбору помещений находятся под давлением со стороны интернет-агрегаторов. Клиенту нужны комплексные сервисы, и над этим мы сейчас работаем.

Отмечаете ли вы изменения стандартов строительства и потребительских предпочтений? Усиливается ли влияние качественных характеристик – благоустройства, планировок, автоматизации?

Еще три года назад, в 2016 году, важным фактором покупки были местоположение и цена. Сегодня условия изменились – появилось много угроз недостроя. И одним из главных факторов стала репутация застройщика и его опыт.

В целом, качество строительства, особенно в сегменте массового спроса, все еще оставляет желать лучшего. Несмотря на наличие отдельных отрадных примеров, о глобальном тренде на улучшение качества говорить нельзя.

Сейчас в сегменте жилья масс-маркет большим спросом пользуются квартиры с полной отделкой. Из-за того, что квартира приобретается в ипотеку, практически все средства уходят именно на покупку жилья. Дополнительных денег на отделку и меблировку нет.

В сегменте элитного жилья одной из ярких тенденций последних лет стал выход в продажу элитного жилья более низкого подкласса А. В результате, доля наиболее дорогостоящего жилья в объеме предложения за последние три года сократилась более чем в два раза. В силу того, что предложение квартир А+ ограничено, покупатели вынуждены выбирать между остатками в продаже и новой вторичкой.

Основной объем предложения элитного жилья смещается на Петровский остров, где, по предварительным итогам 2019 года, экспонируется 41% элитного жилья. Именно здесь возводятся крупные элитные объекты более низкого подкласса А. На втором месте с 29% Петроградская сторона.

Какие маркетинговые ходы будут работать в 2020 году?

Рекламная активность и поиск покупателей уйдут в онлайн. Наш московский офис подтверждает, что этот тренд имеет место даже среди высокодоходной аудитории. Это приведет к активной работе компаний над инструментарием интернет-продвижения: сайтом, лендингом, рекламой на онлайн площадках и т.д.

Какие опции и характеристики жилья будут конкурентоспособными в этот период?

В жилье класса масс-маркет конкурентоспособной характеристикой всегда и в первую очередь будет цена. В элитном жилье это, во-первых, рациональное планировочное решение и улучшение качества строительства, поскольку премиальное жилье все больше переходит на продажу готовых объектов. Во-вторых, следующим шагом будет расширение доли объектов, которые сдаются либо с полной, либо с частичной отделкой. Кроме того, клиенты в массе своей довольно дорого оценивают свое время и стремятся сэкономить его. Поэтому время становится важным фактором в работе, как в подборе объекта и проведения сделок, так и ремонте.

С 1 июля 2019 года рынок перешел на новую схему реализации жилья. Как вы оцениваете первые результаты перехода? В чем видите сложности для строительной отрасли, в чем преимущества?

На рынке часть объектов, в частности элитных, строится еще по ранее выданным разрешениям. Те, с кем мы общаемся, понимают, что если у них есть проектное финансирование – а в элитном сегменте оно есть практически у всех – то им не нужно гнаться за продажами на этапе котлована. Более того, в последние годы, когда была возможность продавать квартиры на этапе строительства дома, спрос ее не поддерживал, поскольку клиенты в этом сегменте предпочитают покупать готовое жилье.

Актуально ли сейчас планирование хотя бы на 5 лет?

К сожалению, сложно что-то предвидеть, поскольку у нас происходят постоянные изменения правил игры: то долевого строительства, то градостроительного регулирования, то еще чего-нибудь. Все это издергало девелоперов настолько, что, по моим наблюдениям, у абсолютного большинства сегодня нет никакого стратегического видения и планирования в принципе – все живут «с колес». У многих задача быстрее купить участок, быстрее согласовать, быстрее выпустить в продажу. В частности, с этим связано удручающее падение концептуального качества проектов.

Каким вы видите рынок недвижимости через 5 лет?

Через 5 лет я хотел бы видеть рынок недвижимости, прежде всего, со стабильными правилами игры. Когда свою работу действительно можно планировать на 3-4-5 лет вперед, позволяя себе тратить больше времени на более глубокую проработку качества продукта.

Что бы вы хотели пожелать в новом году будущим покупателям квартир, своим коллегам и рынку в целом?

Пусть в новом году каждый достигнет поставленных целей или сделает первые шаги на пути к большой мечте. Пусть те, кто ищут новый дом, обретут его в этом году, например, в помощь покупателям элитной недвижимости мы выпустили новый каталог с самыми интересными предложениями в этом сегменте. Пусть правила игры на рынке недвижимости остаются стабильными, а у девелоперов появятся и возможности, и желание создавать новые по-настоящему интересные проекты, достойные Северной столицы.

Комментарии закрыты.